Кубок УЕФА 2004/2005.Обзоры.
Результаты Отчеты Отборочный турнир

04.12.04


ГРУППОВОЙ ТУРНИР. 4-ый тур.

АЛЕМАНИЯ - ЗЕНИТ - 2:2 (1:1)

ПЕТЕРБУРГ ЖДУТ ДВЕ НЕДЕЛИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ДОГОНЯТЬ НЕ НАДО. А ЖДАТЬ ПРИДЕТСЯ

     6 марта "Зенит", открывая официальный сезон-2004, завершил вничью ответную 1/8 финальную кубковую игру с "Крыльями Советов". Это значило, что команда Властимила Петржелы выбыла из турнира.

     Последний матч изрядно затянувшегося сезона "Зенит" провел спустя без малого девять месяцев, 2 декабря. И он был кубковым, только европейского статуса. Аналогию можно продолжить: поединок завершился вничью. А вот что именно означают для сине-бело-голубых цифры 2:2 в Кельне - путевку в 1/16 финала Кубка УЕФА или шлагбаум на пути к цели, - сейчас не понять. Придется ждать две недели - до той поры, когда состоится матч АЕК - "Алемания". Победа в Греции выведет в стадию плей-офф амбициозных представителей второй германской бундеслиги. Любой другой результат в Афинах устроит российский клуб.

ТРЕНЕР "АЛЕМАНИИ" ВЕРИТ В АФИНСКУЮ ПОБЕДУ

     - Я обещал, что мои игроки продемонстрируют в борьбе с таким серьезным соперником, как "Зенит", отличный футбол, и сдержал слово, - эмоционально обратился после матча к журналистам-соотечественникам главный тренер "Алемании" Дитер Хекинг. - Горжусь командой, все игроки которой без остатка отдали силы для победы. Правда, выиграть не удалось, но и ничья оставляет нам шанс на исторический для клуба второго дивизиона успех - выход в 1/16 финала Кубка УЕФА.

     Но взрыва энтузиазма в зале для пресс-конференций сказанное не вызвало. Несколько следующих вопросов Хекингу задавали исключительно российские журналисты.

     - Вы верите в победу своей команды в Афинах?

     - Сделать это будет непросто. АЕК, хотя и лишен мотивации, наверняка захочет все же набрать в групповом турнире первые очки. С другой стороны, наша команда уже добилась многого в Кубке УЕФА. Почему бы не совершить еще одно чудо?

     - В первом тайме вы неоднократно крайне эмоционально реагировали на решения румынского арбитра Корподяна. А после перерыва успокоились. Судейство стало устраивать?

     - Я был недоволен некоторыми решениями судьи. Хотя 11-метровый в наши ворота был назначен совершенно справедливо. В то же время считаю, что арбитр должен был в конце первого тайма показать Денисову не желтую, а красную карточку.

ПЕТРЖЕЛА БЫЛ ЗОЛ

     - После увиденного сегодня чувствую себя разбитым, словно был участником боксерского поединка, - сказал, в свою очередь, главный тренер "Зенита" Властимил Петржела. - Наверное, еще ни разу в этом сезоне не был так зол после матча. Зол и расстроен. Если игры с "Лиллем" и "Севильей", пусть и закончились они по-разному, доставляли эстетическое удовольствие, то в этот раз ни о чем подобном и речи быть не может. Очень тяжелый матч, в значительной степени напомнивший встречу в Пашинге с "Суперфундом".

     - Если бы "Зенит" приехал в Кельн не после окончания длинного и сложного сезона, а в разгар российского чемпионата, результат был бы иным?

     - Не думаю, что этот фактор оказал бы решающее воздействие на ход игры.

     - АЕК будет способен дать в последнем туре бой "Алемании"?

     - Нам остается на это надеяться. Уверен: если афинский клуб сыграет в свою силу и в свой футбол, он будет иметь все шансы на победу. Но смотреть этот матч не собираюсь - не вижу смысла. Займусь подготовкой "Зенита" к следующему сезону.

     Уже после возвращения в Санкт-Петербург, где сегодня Петржела с женой Зузаной будет участником традиционного банкета в "Астории" по случаю окончания сезона (отпуск он проведет дома, в Либереце), тренер сообщил корреспонденту "СЭ", что первым новичком "Зенита" в межсезонье может стать хорватский защитник польского "Гроцлина" Ивица Крижанац. За него петербургский клуб может заплатить, по неофициальным данным, 650 тысяч евро.

     - Принципиальная договоренность о переходе достигнута, но контракт пока не заключен, - отметил Петржела. - Думаю, медлить не следует, иначе Крижанац может оказаться в другом клубе.

ГОЛ ГОРШКОВ ЗАБИЛ ЭКСПРОМТОМ

     Матч в Аахене завершился по российскому времени за полночь.

     На отдых в гостинице "Доринт-Конгресс-Отель" перед отправлением в кельнский аэропорт, носящий имя бывшего канцлера Германии Конрада Аденауэра, у зенитовцев оставалось лишь пять с небольшим часов. Да и сразу "отключиться" от эмоционального накала столь напряженной игры не удалось почти никому.

     А потому в салоне "Ту-154М", готовившегося взять курс на Санкт-Петербург, большинство игроков мгновенно уснули еще до взлета лайнера. Бодрствовали разве что три-четыре футболиста, в том числе автор красивого, но, к сожалению, не ставшего победным мяча в ворота "Алемании" - Александр Горшков.

     - Сложно было войти после перерыва в столь напряженную игру?

     - Непросто. Мне, во всяком случае, не удалось в первые минуты принести пользу команде.

     - Зато потом вы стали выигрывать весь "второй этаж" и забили эффектный гол - опять же головой.

     - Не считаю, что отметился чем-то особенным, хотя забивать, конечно, всегда приятно. Вероятно, если бы выиграли, настроение было бы совершенно иным.

     - Как удалось столь сильно и точно пробить головой с солидной дистанции?

     - На самом-то деле я планировал в тот момент сделать рывок за спины двух защитников, предполагая, что Радимов забросит мяч именно туда. Но Влад навесил на ближний угол штрафной. Показалось было, что удобно подстроиться под мяч не смогу, но, когда он подлетел, выяснилось, что получится, - и удар вышел неплохим. Впрочем, если бы вратарь был повыше и более длинноруким, он, полагаю, дотянулся бы до мяча.

     - "Зенит" и его болельщики вправе надеяться на принципиальность футболистов АЕК в матче с "Алеманией"?

     - Хочется верить. Не может один из сильнейших клубов Греции совсем не настроиться на матч, в котором имеет шанс все-таки взять первые очки в таком престижном турнире, как Кубок УЕФА.

МАЛАФЕЕВ ВСПОМНИЛ МУЛЬТФИЛЬМ ПРО ЗВЕРИНЫЙ ФУТБОЛ

     Безусловный герой матча голкипер "Зенита" Вячеслав Малафеев возвращался домой из Кельна в обществе супруги Марины. Она добралась на игру самостоятельно, а на месте оказалось, что билет приобретен в сектор, заполненный шумными фанатами "Алемании".

     - Но и там я тоже как могла болела за "Зенит" и Славу, - сказала Марина Малафеева уже в самолете. - Посматривали на меня немецкие соседи по трибуне, конечно, довольно косо, но ничего откровенно враждебного себе не позволили.

     - А вот я подобного про болельщиков "Алемании" сказать не могу, - засмеялся ее супруг. - Подвергался "психологической обработке" с обеих торцевых трибун в течение всего матча.

     - Что кричали?

     - Фантазия у немецких футбольных фанатов, видимо, небогатая. Постоянно одно и то же слово - "шайзе". Минуте к десятой игры оно уже выглядело для меня обычным шумовым фоном.

     - Футболисты "Алемании" тоже постарались подавить "Зенит" без всякой раскачки. Почему в дебюте встречи вы дважды даже не попытались выйти на перехват мяча?

     - Пытался. Только "Алемания" свой несомненный козырь в виде розыгрыша стандартных положений использовала весьма оригинально. Три-четыре футболиста при подаче углового или штрафного на мяч даже не смотрели. У них была совсем другая задача - не пустить к мячу соперника, будь то полевой игрок или вратарь. Как очередной навес, так прямо на меня неслась толпа - помните, как в мультфильме про звериный футбол? Причем метили точно в корпус. Поди доберись до мяча. Не без труда приноровился к такой вот игре.

     - Тем не менее вы спасли команду в десятке сложнейших ситуаций, причем оставались внешне спокойным. Неужели не кипели эмоции в адрес собственных защитников, частенько оставлявших вас, что называется, на растерзание соперникам?

     - Нет. Они играли как могли, и от борьбы никто не уклонялся. Не забывайте про длиннейший сезон и про то, что сил у команды осталось не так много, как хотелось бы.

     - Верите, что АЕК не отдаст победу "Алемании" в ситуации, когда самим грекам уже ничего не нужно?

     - Скажем так: хочу верить. Надеюсь, что как раз эта абсолютная "ненужность" раскрепостит греческую команду и она сыграет так, как умеет. А умеет АЕК очень неплохо - в первом тайме игры с ним на "Петровском" нам пришлось очень непросто.

РАДИМОВ СЧИТАЕТ, ЧТО МОГЛИ И ПРОИГРАТЬ

     Капитан "Зенита" Владислав Радимов, комментируя матч в Кельне, был по обыкновению прямодушен в высказываниях:

     - Полагаю, наше возможное поражение в матче с "Алеманией" выглядело бы закономерным. По числу голевых моментов мы явно уступили сопернику. В первом тайме дело явно могло не ограничиться одним мячом в наши ворота. Хорошо, что несколько раз выручил Малафеев.

     - Очень важным в психологическом плане стал ответный мяч "Зенита". Пенальти вы реализовали на удивление легко. Неужели не давила на нервную систему устроенная трибунами перед вашим ударом обструкция?

     - Да уж, загудели немцы на трибуне за воротами в этот момент прилично. Но тем сильнее захотелось забить!

Александр КУЗЬМИН

Кельн - Санкт-Петербург

ААХЕНЦЫ ТОРЖЕСТВОВАЛИ, СЛОВНО СТАЛИ ЧЕМПИОНАМИ МИРА

Ефим ШАИНСКИЙ

из Кельна

ГДЕ НАХОДИТСЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ?

     "Где находится Санкт-Петербург?" - гласил вопрос викторины для "пытливых", проводившейся германским спортивным телеканалом DSF в ходе матча "Алемания" - "Зенит". Чтобы легче было решить "головоломку", предлагались три варианта ответа - в Польше, на Украине, в России. Победителю конкурса "знатоков" причиталось ни много ни мало 20 тысяч евро. В чем здесь, как принято говорить на современном молодежном сленге, фишка? А в том, что желающих ответить на вопрос в ходе трансляции в подобных, часто предлагаемых DSF викторинах набирается в несколько раз больше, чем 20 тысяч, а стоимость телефонного звонка - почти евро. Победитель же, как гласят правила игры, всегда единственный, и определяется он с помощью жребия - так что телеканал внакладе не остается.

     Корреспондент "СЭ" узнал о викторине уже после окончания матча, когда просматривал видеозапись. И невольно подумал: не такой уж наивный вопрос предложили телезатейники. Для тех, кто, мягко говоря, не силен в географии, истории да и других проходимых в средней школе предметах, дать правильный ответ было не так уж просто: задолго до начала игры на "РайнЭнергиШтадионе" энергичные выкрики "Санкт-Петербург! Санкт-Петербург!" доносились из разъезжавших по Кельну машин с бельгийскими, голландскими и германскими номерами.

     Ничего удивительного. Из немецкого Висбадена, например, на игру приехали два моих хороших знакомых - Толик и Женя, которые, несмотря на то, что уже много лет живут "за бугром", считают себя петербуржцами и неистово болеют за "Зенит". Задолго до поединка с "Алеманией" оба мне признавались, что от волнения их бьет крупная дрожь. Повстречал я в четверг и украинцев, специально приехавших на футбол и разгуливавших по городу с зенитовскими, а заодно желто-синими флагами - они тоже живут сейчас в Германии.

ВАЛУЕВ МЕЧТАЛ О НОКАУТЕ

     Но больше всего болельщиков - говорят, около полусотни - прибыло все-таки из "искомого" Санкт-Петербурга - российского. Они, понятно, тоже не молчали и легко распознавались в толпе по сине-бело-голубой экипировке. Но особо выделялся, конечно, богатырь ростом в 2 метра 13 сантиметров, который, едва появившись на "РайнЭнергиШтадионе", сразу оказался в центре всеобщего внимания. Знаменитый боксер-супертяжеловес Николай Валуев специально прилетел из Петербурга в Кельн поддержать родную команду. О том, что он приедет на футбол, атлет сказал мне еще 20 ноября, когда я беседовал с ним после боя в южногерманском городке Кемптен, где Валуев отстоял титул Интерконтинентального чемпиона WBA.

     И когда в четверг утром я набрал номер мобильника боксера, услышал его бодрый голос:

     - Приехал за победой. Прихватил для поддержки жену Галину. Хорошо бы, чтобы "Зенит" победил нокаутом, то есть с разгромным счетом. Тогда бы мы уехали домой с чувством исполненного долга.

     Хорошо, что успел перекинуться с Валуевым несколькими словами в первой половине дня. На стадионе перед игрой сделать это было бы невозможно - его плотным кольцом облепили журналисты и любители автографов, желавшие сфотографироваться с чемпионом на память. Да и во время самой встречи многие поглядывали в сектор, где сидел Валуев. Один раз русский богатырь любопытных явно порадовал: решив поменять на трибуне место, он, как пушинку, подхватил на руки жену и перенес на несколько рядов выше.

ПЕРЕД ИГРОЙ ХЕКИНГ С МИХАЛЬКЕ ПОШЛИ К ЛЕНИНУ

     Но зенитовские болельщики пребывали, конечно, в явном меньшинстве - в общей, постоянно менявшейся картине событий они были лишь штрихами на желто-черном (по цвета клубного флага "Алемании") фона, который составили болельщики хозяев. Фаны аахенской команды образовали настоящую реку, которая неслась к "РайнЭнергиШтадиону", бурлила, ревела, а возле многочисленных пивных ларьков еще и пенилась. При этом путь был прямой - кельнский стадион находится на Аахенерштрассе, куда многочисленные кортежи болельщиков заворачивали непосредственно с автобана.

     Во время же игры река частенько превращалась в водопад - с верхних ярусов вниз летели желто-черные "брызги": куски бумаги и поролона такой же расцветки, шкурки от апельсинов, бананы. И, разумеется, водопад ревел. В его грохоте вашему корреспонденту, стоявшему с фотокамерой прямо у лицевой линии поля, не слышно было ни одной реплики футболистов - даже если они приближались почти вплотную. При этом у водопада был свой "дирижер" - стоя на бетонной стене, отделяющей трибуны от поля, он то добавлял, то убавлял звук. В середине первого тайма трибуны за моей спиной вдруг чуть затихли - оказывается, в какой-то момент руководитель зазевался и, потеряв равновесие, свалился со стены. Паузой тут же воспользовались зенитовские фаны, которые после несправедливого, по их мнению, решения судьи громко и внятно оповестили весь стадион о принадлежности арбитра, скажем так, к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.

     В общем, эмоции вокруг далеко не самого лучшего по качеству зеленого газона били через край. Кипели они и на самом поле. С первых же минут стало понятно: аахенцы хорошо изучили соперника. Недаром еще за два дня до матча тренер Дитер Хекинг и нападающий Каи Михальке дали пресс-конференцию в кельнском кафе под названием "Советское". Там же оба сфотографировались у бюста Ленина. Вот и на поле аахенцы руководствовались проверенным советским тезисом: "Теорию - в жизнь!" А потому с помощью прессинга, постоянного движения на высоких скоростях, наигранных "стандартов", жестких единоборств и, коли потребуется, борцовских приемов сразу попытались подавить сопротивление техничных, но явно уступавших в габаритах гостей. И сперва казалось, что свой замысел "Алемания" в жизнь воплотит.

РАДИМОВ БЫЛ СПОКОЕН, КАК УДАВ

     Хорошо, что у россиян были надежные опытные люди. Владислав Радимов, например. Не уверен, что в эпизодах, когда капитан "Зенита" демонстрировал на поле эмоции, он на самом деле заводился. Скорее, разумно провоцировал соперника. В нужные же мгновения Радимов успокаивал партнеров, давал игре необходимые на его взгляд импульсы. Нельзя было не обратить внимания на то, как деловито, с леденящим спокойствием, словно удав, "задушил" он вратаря Штрауба, когда пробивал пенальти. А после того как мяч затрепетал в сетке, Радимов, пробегая мимо поникшего желто-черного сектора, поднес указательный палец ко рту, показывая местным фанам: потише, мол, ребята! Точно такой жест продемонстрировал капитан и в самом конце матча, когда, оказавшись в центре не совсем футбольной разборки, дал понять судье и всем остальным, что вполне себя контролирует. Потом еще подошел к арбитру осведомиться, сколько минут тот добавил. Не забудем, как ранее, опять-таки в очень нужный момент, все видевший в этот вечер Радимов точным пасом нашел голову Горшкова, после чего мяч оказался в сетке.

     А вот другой зенитовский лидер - Александр Кержаков - владел собой далеко не всегда. Он горел в борьбе, в которой себя не щадил. В концовке встречи форвард в безнадежной, казалось бы, ситуации пошел в борьбу со Штраубом, в результате чего тот вынужден был убежать с мячом к угловому флажку. Там зенитовец продолжил единоборство, проиграв его только потому, что голкипер явно (я это видел, поскольку стоял в пяти метрах) помог себе руками. Увы, арбитр на действия Штрауба должным образом не отреагировал.

     Не решился судья назначить в ворота хозяев и второй пенальти, когда незадолго до финального свистка защитники в очередной раз невежливо обошлись все с тем же Кержаковым. После этого бомбардир уже по-настоящему вскипел: прекратил играть и до самого конца матча оживленно дискутировал с судьей на линии.

     У кого времени на эмоции не было, так это у Малафеева, которого на полную катушку загрузили работой не только аахенцы, но и собственные игроки обороны. Они допускали немыслимое количество позиционных промахов и потерь мяча, а с наседающим соперником обходились чересчур деликатно, если не сказать робко. Спасибо голкиперу, который прилежно подчищал огрехи одноклубников, многие из которых в бою, предложенном "Алеманией", стушевались. Решительными действиями перетянул Малафеев на свою сторону и госпожу Удачу, которая порой была к нему благосклонна.

ФУТБОЛ ИЛИ БОКС?

     Но все-таки после игры торжествовали хозяева: в момент финального свистка вся их скамейка вскочила, словно команда только что стала чемпионом мира. Сразу началось единение "Алемании" с народом - поклоны, приветствия, воздушные поцелуи фанам. Понять можно: у аахенцев отлегло от сердца только на 90-й минуте, когда они с пенальти сравняли счет и получили возможность в последнем матче сами решать свою судьбу. Петербургские же футболисты на поле не задержались.

     - Это был не футбол, а бокс, - грустно заметил на пресс-конференции Властимил Петржела. Услышав эти слова главного тренера "Зенита", я, разумеется, попросил прокомментировать их Валуева. Тот, вытирая пот со лба, выдохнул:

     - Во втором раунде, извините, тайме, игра мне понравилась больше. Это было настоящее сражение, наблюдая за которым получил огромное удовольствие. И волновался, поверьте, больше, чем когда сам выхожу на ринг.

     - Вы согласны, что происходившее больше напоминало бокс? - спросил корреспондент "СЭ" и у Дитера Хекинга.

     - Силовой футбол тоже имеет право на существование. К тому же мы на поле не только бились, но и порой неплохо играли.

     - Если бы вам предстояло еще раз сразиться с "Зенитом", что бы вы изменили?

     - Счет. Мы ведь создали, наверное, десять голевых моментов - явно больше, чем "Зенит", но использовали только два. В этом-то наше отличие от "Баварии", которая из трех возможностей две реализует.

     Несмотря на констатацию столь грустного факта, главный тренер "Алемании" выглядел именинником. И покинул зал для пресс-конференций позже, чем большинство журналистов - фотографировался со всеми желающими, болтал с поварами, уплетал принесенные ими пироги.

     А вот у Петржелы аппетита не было. Заявив, что не хотел бы больше вспоминать этот матч, чех, как только вопросы пишущей братии иссякли, молча вышел из зала.

"СЭ"

Рейтинг TopSport Rambler's Top100

SoccerList - каталог футбольных сайтов eXTReMe Tracker

 

Hosted by uCoz